Хайдеггер был исключительно академическим человеком, Витгенштейн — исключительно эксцентричным. Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, так как недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью. Поэтому столь противоположные направления одинаково служили культуре в самые тяжелые ее годы. В конце х гг. Экзистенциализм полностью переходит в художественную беллетристику, на экраны фильмов и страницы романов. Я хотела бы выступить здесь в защиту экзистенциализма от ряда упреков, высказанных в адрес этого учения. Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния.

Л.Н. Толстой как предшественник экзистенциализма

Такой философией стал экзистенциализм, а человеком, не считавшим себя ее приверженцем, но сумевшим консолидировать и сублимировать из различных идей и направлений своего времени одну цельную абсурдистско-гуманистическую философию, стал алжирский француз Альбер Камю, величайший мыслитель и прозаик ХХ столетия. Камю - мыслитель го века, он получил проблемы абсурда и бунта не только от долгой традиции философской и религиозной мысли, - крушение моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, нигилизм представляют собой факты современности.

Столь острого конфликта, такого разрушения всех устоев история еще не знала. Человек го века оказался перед лицом тоталитарных идеологий, служащих оправданием убийства. Центр творчества Камю — феномен человека, единственного земного создания, знающего о том, что оно должно умереть, причем совершить этот переход в полном одиночестве. Особая грань творчества Камю — человек между жизнью и смертью.

тийность как смеха, так и страха («Смех и страх. Статус и-при- косновение и есть главное в структуре экзистенциала близости». [Подорога , ]; . бытия – мета-физика скуки; метафизический ответ – мета- физическая лософскую терминологичность: болезнь как имя есть частное бытие //.

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха.

В крайней степени — отчаянии — происходит преодоление этического религиозным. Впервые страх открылся великому датскому мыслителю Кьеркегору в г. О своем прозрении он написал небольшую книжку, которую так и назвал"О понятии страха".

Вы ведь ясно сознаете, что цель нашего рождения - Ничто, что мы любим Ничто, верим в Ничто, трудимся не щадя себя, чтобы постепенно обратиться в Ничто Но мне не осилить эту вопиющую истину. Когда я обозреваю жизнь, то что есть конец всего?

«Опыт включает сновидения, нездоровье, болезнь, смерть, труд, войну, разных органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, страха, вызова и т.п. Сущее в ипостаси «кто» выражают экзистенциалы, а в ипостаси « что» .. а в г. один из самых известных его романов «Тошнота». В .

Чеснокова"Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах" Омск: Какой-то своей мысли автора не увидел, но как проработка существующей литературы - хорошо. Понаотчеркал цитат, так что просто приведу их здесь, такую выжимку из выжимки. Наиболее отчетливо дух языка проявляется в так называемых непереводимых словах лакунах , для которых в других языках не существует соответствующего вокабуляра, и которые часто заимствуются другими языками.

Истоки понимания концепта лежат в философии средневековья. В средневековой философии концепты понимались в качестве неких образований, несущих в себе определенную смысловую функцию, раскрывающуюся в диалоге. Мир сотворен посредством Слова и раскрывается и комментируется с помощью слова, творящего новый текст. Диалогичность концепта заключается в том, что он всегда предполагает наличие собеседника.

Архив научных статей

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни. В комментариях к книге С.

В действительности скука теперь причиняет и, конечно, поставляет .. течет и меняется под влиянием страха и гнева, голода и чувственности .. привязанностей диагностировалась как порождающая болезнь и должна Теперь несколько слов из знаменитого художественного произведения Тошнота.

Уже этой конечности экзистенции достаточно, чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию. Человеческая жизнь всегда протекает во времени, но это не объективное, безразличное, космическое время, а личностно-историческое, связанное с человеческими переживаниями, поисками, надеждами. И каковы бы ни были его собственные желания, он вынужден считаться с этим миром, в котором находится. Наличие тех или иных психологических или биологических задатков, принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение в определенной историко-культурной ситуации и т.

Это состояние эмоционального стресса, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. В пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Мир — это арена повседневного, обезличенного, неподлинного существования. Бытие — это потустороннее существование. Бытие в мире, или экзистенция, является промежуточным бытием. Человек улавливает свою экзистенцию понять ее не возможно в пограничной ситуации, в которой он на краткий миг освобождается от власти предметного мира, соприкасается с подлинным бытием и испытывает подлинное существование.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ это:

Значение страха для экзистенциальной философии Если подобным образом было более точно развито отношение человека к миру и если при этом был пролит свет на человеческую ситуацию во всей ее незащищенности и мир во всей его тревожности, то тем самым все большую отчетливость обретал тот факт, что понимание мира и жизни экзистенциальной философией разворачивается на почве совершенно определенного настроения.

И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения. Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования.

"Тошнота" Жан-Поль Сартр Французский автор знакомит читателя с дневниками главного героя, объездившего полмира в исторических изысканиях.

Именно он впервые сформулировал антитезу"экзистенции" и"системы", разумея под последней систему Гегеля. В противовес панлогизму, растворяющему бытие в мышлении, то есть уверенному, что бытие до мельчайших подробностей проницаемо для мысли, без остатка укладывается в понятие, Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, что всегда ускользает от понимания посредством абстракций.

Отсюда вытекает тезис о неприменимости научного метода в самопознании человека. Экзистенция есть"внутреннее", которое постоянно переходит во внешнее, предметное бытие. Поскольку предметное бытие выражает собой"неподлинное существование" человека, обретение экзистенции предполагает решающий выбор, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, детерминированного внешними факторами среды, к"самому себе", единственному и неповторимому.

Взгляды Кьеркегора долгое время существовали как изолированный феномен духовной жизни Скандинавских стран. Существенный ингредиент этой идеологии составляло просветительское убеждение в неодолимости прогрессивного движения человечества по мере успехов науки и цивилизации. Первая и особенно вторая мировая война с организованным фашистами геноцидом обнаружили явный дефицит гуманности в самом фундаменте научно-технической цивилизации - в отношениях между людьми.

Тогда и настало время Э. В этот период западная философская мысль интенсивно усваивает как уроки Кьеркегора, так и учения русских философов Николая Бердяева и Льва Шестова. Новый импульс популярности Э. Это значит, что экзистенциальное мышление развертывается исключительно в сфере бытия, а все остальные традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия из решения основной онтологической проблемы.

Эта основная проблема - определение экзистенции в общей структуре сущего, то есть конкретизация онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания. Основное онтологическое определение экзистенции -"бытие-между" - - принадлежит еще Кьеркегору.

Глава 11. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТОСКА. НЕИЗБЕЖНОСТЬ ТОСКИ

Марсель выступил еще во время 1-й мировой войны, но как направление франц. В Италии представителями этого направления являются Э. Лоури, У, Баррет, Дж.

«Приступ тошноты, скуки и т. д. разоблачит нам это бытие непосредственности, .. Потому выше мы и обозначили общение как « основной экзистенциал». .. С тем же успехом можно говорить о страхе; и о ненависти, если ничто Болезнь, поскольку она постигается больным как.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим. Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы.

Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию. Экзистенциальное одиночество Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид.

И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине. Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.

Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем.

Экзистенциализм – философия существования

Экзистенциальная тоска, исходящая из самой глубины человеческого существа, по достижению определенного уровня развития рано или поздно пронзает сердце каждого серьезного духовного ученика, к какой традиции он ни принадлежал бы. Наиболее ярко, с моей точки зрения, это чувство описано в книгах Агни Йоги и у Карлоса Кастанеды.

Приведем несколько параграфов Учения, посвященных этому глубокому и загадочному чувству: Несоответствие Беспредельности с земною действительностью не может не вызвать чувства справедливого сознания.

А вера в колдунов, страх перед ними и охота на ведьм — есть. Нельзя представить себе, сколько смертей и болезней причинено злой волей. .. Путь атеизма ведет от опыта пустоты к опыту тошноты (см. дневниках есть замечательная запись: «Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем.

Бердяев , после 1-й мировой войны в Германии М. Бубер и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Затем экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Различают религиозный экзистенциализм К. Бубер и атеистический М. Камю , но это деление условно. Центральным понятием экзистенциализма является экзистенция человеческое существование и его модусы проявления этого существования в виде различных человеческих этических доминант, чувств и эмоций забота, страх, решимость, совесть.

Человек постигает свою экзистенцию как корень своего существования в пограничных ситуациях борьба, страдание, смерть.

10 лучших экзистенциальных романов 1. Жан-Поль Сартр Тошнота Тошнота

Одним из ведущих направлений европейской философии в. Основателем его считается С. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности. В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни.

ваем свое тело и его потребности, его болезни и слабости не. 1 Марсель Г. 2 Сартр Ж.-П. Тошнота. - М„ .. страх и трепет перед царем- антихристом, священный ужас, .. ступает и как экзистенциал, и как категория, поскольку .. и скуку, эстетик вновь и вновь увлекает все большее.

Значительную роль в становлении экзистенциального мировоззрения сыграл датский философ С. Кьеркегор , который впервые употребил это понятие и создал категориальный аппарат экзистенциализма. В рамках экзистенциализма существует много различных тенденций. Атеистический экзистенциализм представлен М. Хайдеггером , Ж. Сартром , А. Камю ; среди религиозных экзистенциалистов есть католики-Г. Марсель, протестанты — К. Ясперс , теологи — П. Бультман, православные — Н.

Исцеляющая музыка Рейки - гармонизация сознания