В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа. Совокупность концептов составляет национальную концептосферу. Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов.

Основные понятия страха и его функции

Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами.

Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр. И сказал Моисей народу: Такой же страх испытали Моисей перед Неопалимой Купиной Исх.

Теория происхождения религии из страха «неработает» ещеипотому, что гасит всякую мысльо Боге. Однако и метафизический страх является в.

Киркегор перенес вопрос о свободе на почву психологии. Разумеется, это не была психология, предполагавшая естественно-научные способы исследования. Психология, как ее понимал Киркегор, ближе всего к тому смыслу слова, который вкладывал в него Достоевский, называя себя психологом. Как вообще совершается бессознательное действие? Знаем ли мы что-нибудь о том первом действии, благодаря которому возникает человек как самосознательное, то есть духовное и свободное, существо? Можем ли мы"подсмотреть" или как-либо иначе дознаться, каково то состояние, которое предшествует рождению свободы?

Нет ли у нас путей к такому дознанию? Как и Шеллинг, Киркегор в своих размышлениях о свободе обращается к произведениям Франца Баадера. Что же это за промежуточное звено, никем до сих пор, по мнению Киркегора, не принятое во внимание? И что представ- ляет собой состояние невинности, от которого совершается переход к состоянию вины? Невинность — это незнание, пишет Киркегор, но как можно потерять незнание?

Чеснокова"Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах" Омск: Какой-то своей мысли автора не увидел, но как проработка существующей литературы - хорошо. Понаотчеркал цитат, так что просто приведу их здесь, такую выжимку из выжимки. Наиболее отчетливо дух языка проявляется в так называемых непереводимых словах лакунах , для которых в других языках не существует соответствующего вокабуляра, и которые часто заимствуются другими языками. Истоки понимания концепта лежат в философии средневековья.

Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр., .

… Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами. Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр.

И сказал Моисей народу: Страх Божий, сочетаемый с любовью к Богу, — свидетельство глубины веры и источник мудрости:

Метафизика Ужаса

Разинов доклад, сделанный на кафедре философии СамГУ 24 июня г. Я хочу предложить вашему вниманию доклад, тема которого имеет непосредственное отношение к тому исследовательскому руслу, идея которого не так давно была озвучена в стенах нашей кафедры. Речь идет о проекте непарменидовской онтологии как онтологии нового типа. Если в основе идущей от Парменида онтологической традиции лежало фундаментальное положение о том, что существует только сущее, а не сущее не существует, то не— или анти—парменидовская онтология должна начинаться с тезиса об обратном:

Страх - тоска появляется тогда когда человек узнает что он не вечен. Это - метафизический страх и его предмет - ничто - Angst в сущности и есть страх .

Вежбицкой, для того, чтобы установить, является ли то или иное слово ключевым для данной культуры, необходимо установить его частотность, его положение в центре фразеологического семейства, и показать, что предполагаемый концепт часто встречается в поговорках, в популярных песнях, в названиях книг, поэтических и прозаических текстах1. Карасик предлагает следующие критерии принадлежности того или иного слова к культурным концептам: Полного перечня культурных концептов в научной литературе пока не существует, этот вопрос является дискуссионным.

Разные ученые предлагают свои списки. В качестве ключевых для русской культуры А. Одним из наиболее значимых для русской культуры является список фундаментальных культурных констант в словаре Ю.

Вы точно человек?

В начальный момент реакции людей преимущественно витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов — от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных. Иногда люди испытывают состояние психогенной анестезии отсутствие чувства боли в первые минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись.

Одновременно может отмечаться сверхмобилизация психофизиологических резервов и физических сил. Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям. Милерян выделяет следующие типы поведения людей в состоянии эмоционального напряжения в экстремальных условиях:

Аннотация. В статье рассматривается метафизический страх (Angst) в качестве одного из важнейших эмоциональных концептов в концептосфере .

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С.

В пространстве самого Единого С. В экзистенциальной философии М. Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса. приобретает статус фундаментальной категории философского знания, выражающей специфическое отношение, которое возникает между сущим и человеческим существом. Когда сущее в целом ускользает и надвигается прямое Ничто, перед его лицом умолкает всякое говорение с его"есть".

Однако именно безъязыкость Ничто"взывает" нарушить гнетущую тишину, претворив энергию Ужаса в речь. И первое суждение о сущем возникает в напряженном пространстве С.

Новая философская энциклопедия - страх

Последнее связано с ответственностью личности за результаты ее выбора. В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый круг общественных отношений, отсутствующих до его совершения. Эти отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для других людей, могут отвечать или частично отвечать интересам одних людей и не отвечать интересам других. Соответственно, моральная ответственность возникает в связи с тем, что выбор затрагивает интересы других людей, что он способствует стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству общественной взаимосвязи в том числе в расширенном, прогрессирующем масштабе в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных интересов, или наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям, разрушающе действующим на общественную жизнь.

В индивидуальном плане выбор также имеет значение в смысле влияния на развитие мотивационной сферы личности. Его совершение, реакции людей на объективный результат выбора оказывают обратное влияние на характер мотивов, способствующих совершению данного выбора.

«Сладкий страх» или «сладкий ужас» обнаруживает его двойственность. Этот метафизический страх составляет существенную черту.

Киршбаум Воспоминание о будущем Темой нынешней конференции мы выбрали страх — предмет, достойный человеческого помышления. Страх — неизбывный атрибут жизни. Человек, конечно же, — существо, пытающееся жить в иллюзиях. И самая великая иллюзия человека — это жизнь без страха. Но страх имманентен нашему существованию. У человека он — плата за знание о смерти. Время проведения нашей конференции удивительным, символическим образом совпало со временем Адвента.

В эти зимние дни христианский мир вновь и вновь переживал время прихода. Рождение Иисуса Христа в наш мир, время преосуществления Благой Вести, взращивали надежду на Спасение, явленную нам через приход Христа в этот мир. Адвент — время, когда христианская церковь напоминает нам, что суть человека — пребывание в ожидании, в постоянном ожидании.

Всем своим существом человек направлен в будущее. Конечно же, для человека чрезвычайно важны вопросы о своих истоках, прошлом, о причинах своего существования:

«Страх и тревожность

Разумеется, это не была психология, предполагавшая естественнонаучные способы исследования. Психология, как ее понимал Киркегор, ближе всего к тому смыслу слова, который вкладывал в него Достоевский, называя себя психологом. Как вообще совершается бессознательное действие? Знаем ли мы что-нибудь о том первом действии, благодаря которому возникает человек как самосознательное, т.

Подобный"метафизический страх" не поддается обычной логике причинно- следственных объяснений. Он никогда не встречается у животных.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Омского государственного педагогического университета: Автореферат разослан 12 февраля г. В последнее время он начинает активно использоваться и в философии, так как позволяет по-новому проанализировать некоторые аспекты культуры как воплощения смыслов. Изучение культурных концептов связано с рефлексией по поводу национальной и культурной идентичности, установлением всеобщего и особенного в разных типах культуры.

Современная международная ситуация, характеризующаяся многочисленными конфликтами, диктует необходимость лучшего понимания друг друга в процессе диалога. Отсутствие знаний об основных смыслах и ценностях партнера по диалогу неизбежно ведет к затруднениям в общении. Познание другой культуры невозможно без изучения основных концептов данного народа, включающих в себя его историю, символы и мифы.

В настоящее время важно указать не только на черты различия культур, но и на черты сходства, на то, что способно объединить разные народы. Это возможно в перспективе философского рассмотрения, дающего общее метафизическое основание обеих культур, существующее несмотря на языковые различия и несходство культурно-исторического опыта. Кроме того, изучение концептов иной культуры путем сопоставления с концептами своей собственной помогает лучше осознать особенности собственной культуры, ее неповторимую специфику.

Проблема страха и тоски издавна вызывает интерес у представителей различных гуманитарных наук: Тоска же принадлежит к числу наиболее характерных культурных тем России, с чем согласны многие отечественные и зарубежные исследователи.

Небытие в маске или как возможен дискурс негативности

Очень сложно найти точную дефиницию этого чувства. Страх имеет множество обличий. То, чем страх является для этноса, лучше всего нам может поведать сам язык. Как показывает Марио Вандрушка, немецкое слово страх-тоска является заимствованным. Предположительно, как отмечает Н.

Angst (метафизический страх) - центральный концепт немецкой лингвокультуры, содержание которого сформулировано носителями языка и отражает.

Рассмотрим каждую из этих функций более подробно. Именно поэтому, приходя в возбуждение, вы вскакиваете, нервничая — Система базальных ганглиев Трехмерное изображение — активный мозг, вид сбоку. Трехмерное изображение — активный мозг, вид снизу. Один из моих пациентов получил тяжелые ожоги в ДТП. Когда он, объятый пламенем, лежал на асфальте, те, кто находились поблизости, от ужаса застыли без движения и не могли сделать ни шагу, чтобы оказать ему помощь.

Неужели я недостоин помощи? С каким же облегчением он узнал, что дело не в безучастности. Эмоциональное потрясение от самого вида аварии создало чрезмерную нагрузку на базальные ганглии очевидцев. В результате они просто утратили способность двигаться, несмотря на то что, скорее всего, хотели помочь. Именно такие люди первыми оказываются на месте происшествия и довольно бесстрашно реагируют на стрессовую ситуацию.

Болезнь Паркинсона вызвана дефицитом дофамина в базальных ганглиях. К рассмотрению этого состояния мы еще вернемся. Скажем, моя мать, у которой, как и у меня, активность базальных ганглиев слегка повышена, временами бывает немного тревожна, но при этом она очень активная женщина. Еще одно любопытное открытие состоит в том, что, по всей видимости, базальные ганглии участвуют в управлении чувством удовольствия.

СТРАХ это:

Экзистенциалистская философия, фрейдизм, а также энвиронментализм, развившийся в последние десятилетия, — подтверждение этого сдвига. Разрушительные силы природы, конечно, действуют по-прежнему, но они отошли в область технических, технологических интересов, организационных усилий, направленных на предвидение возможных ущербов и уменьшение повседневных рисков. Прогнозы погоды, где жизнерадостные дикторы просвещают телезрителей о вероятности бурь, ураганов, наводнений, штормов, циклонов и т.

Философия же прочно сместилась в сторону осмысления разрушительного начала, скрытого в человеке.

Читал и много думал Оригинал взят у timur0 Чеснокова Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах Л.В.

Метафизика страха В работе рассматривается феномен страха, распознаваемый в сокровенном пространстве рационально-духовного опыта. Пытаясь справиться с чувством страха, мы сталкиваемся с проблемой раскрытия личности не вопреки, а благодаря страху. Попытка отыскать основания для интерпретации этой проблемы в философии экзистенциализма. Чтобы найти ответы, необходимо сформулировать вопросы, которые помогут раскрыть сущность проявления страха метафизического, совладать с ним. Попытаемся пережить это метафизическое чувство, вместо того, чтобы избегать его, ведь избегая страх, человек избегает собственную сущность.

Философы на протяжении всей истории вопрошают о сущности страха. Так, например, датский философ С. Кьеркегор подчёркивает многообразие форм развития страха, выделяя эмпирический и метафизический страх. На основе работ представителей экзистенциализма можно проследить основные вехи развития этого вопроса. Страх может рассматриваться как одно из самых опасных человеческих состояний, так как он способен вселяться с немыслимой быстротой в сердце человека, затуманивать его разум.

Коулрофобия- Оно (С.Кинг)